У ребенка слабые руки

Все о мышечном гипотонусе у младенца: признаки гипотонии у грудничков, массаж

У ребенка слабые руки

Если на одном из обследований невропатолог констатирует гипотонус мышц у младенцев, мамам не стоит сразу впадать в панику. Своевременно выявленную патологию можно устранить, разобравшись в причинах ее возникновения и предприняв все возможные меры.

Слабость мышц

Определение гипотонуса мышц у младенцев

Большинство медиков воспринимает ослабленность мышц, как физиологическую особенность развития, поддающуюся коррекции. Выявляют подобное состояние обычным тестированием, подвергая мышечные ткани напряжению.

Если при сгибании ручки или ножки возникает обратная реакция – малыш сразу выпрямляет свою конечность, проблем нет. Гипотонус у грудничка констатируют, когда ответной реакции не возникает, или она проявляется с опозданием. Связана патология с тем, что самостоятельно мышцы не умеют сокращаться.

Симптомы мышечной гипотонии у грудничков

Симптомы прорезывания зубов у грудничков

Заметив у новорожденного слабый тонус мышц, невропатолог продолжает осмотр малыша, чтобы установить степень проблемы. Для диагностики заболевания применяется несколько манипуляций.

Шаговый рефлекс

Когда младенца ставят на стол, при нормальном развитии, почувствовав под собой опору, он сделает несколько шажков или постарается присесть. При гипотонусе ног у грудничка подобная рефлексорика отсутствует. Малыш не может ни выпрямить ножки, ни присесть или сделать ими хотя бы шаг.

Данные действия практикуют на детках, не достигших 2-х месячного возраста. Потом врожденный рефлекс угасает, и диагностику проводят другим способом.

В положении лежа

Врач укладывает младенца спиной на пеленальный столик. Берет малыша за ручки и начинает приподымать, стремясь перевести карапуза в сидячее положение. При нормальном развитии новорожденный будет напрягать мышцы, подтягиваться на ручках, стараясь помочь взрослому.

Способ диагностики

К сведению. При слабом мышечном тонусе у ребенка наблюдается совершенно иная картина. Карапуз выпячивает вперед живот и виснет на руках. При этом спина округляется, а головка еле держится.

Самостоятельная диагностика заболевания

Как понять что у грудничка сопли — основные симптомы насморка

Доктор Комаровский советует мамам чаще заниматься с малышом физическими упражнениями. Это позволит своевременно выявить мышечную гипотонию у ребенка. Даже в спокойном положении можно обнаружить симптом патологии у новорожденного.

Признаки гипотонуса у младенца

Участок телаСимптомы заболевания
РукиНормой считается, когда у спящего малыша ладошки сжаты в кулачки, а руки слегка согнуты в локтях. Полностью расслабленные конечности – уже свидетельство гипотонуса рук у грудничка.Деткам с заниженной мышечной активностью сложно брать и удерживать предметы. Они практически во время кормления не касаются руками груди или бутылочки.
НогиУ здорового новорожденного конечности слегка согнуты, при гипотонусе они выпрямлены. Если лежачему малышу развести ножки на 180°, то при нормальном состоянии мышц это вызовет дискомфорт. Больной ребенок на данную манипуляцию никак не отреагирует.
Шея и позвонкиМышечная гипотония у грудничка не позволяет ему держать нормально головку. Слабые ткани в районе позвоночника не дают малышу возможность самостоятельно переворачиваться.

Малыш плохо держит голову

Данная таблица позволяет ответить на вопрос, можно ли определить у недельного новорожденного гипотонус. Чтобы убедиться в возникшей проблеме, маме следует понаблюдать за малышом несколько дней и потом поделиться сомнениями с педиатром.

Если у ребенка, действительно, проявляются описанные симптомы, его сложно научить ползать и приседать. В последующем он не сможет самостоятельно переходить из положения, лежа, в сидячее.

Среди других признаков гипотонуса у грудничка врачи выделяют следующие:

  • малыш чрезмерно спокоен;
  • никогда не приходит в возбужденное состояние;
  • медлителен в часы бодрствования;
  • много спит;
  • плохо берет грудь или вообще отказывается ее сосать.

Любой из симптомов – уже повод обратиться к участковому педиатру, чтобы своевременно диагностировать гипотонию у грудничка.

Причины возникновения болезни

Описываемую патологию развития можно встретить не так часто. Если она проявилась, необходимо уточнять причину, спровоцировавшую проблему. Превалирующими факторами обычно являются нарушения в функциях центральной нервной системы и неправильная циркуляция крови в организме. Данную ситуацию могут спровоцировать следующие моменты:

  • осложнения в родах: гипоксия плода, асфиксия, травмы;
  • стремительное родоразрешение;
  • вредные привычки, от которых женщина не отказалась на время интересного положения;
  • тяжелая беременность и сопутствующие ей заболевания;
  • рождение младенца с малым весом или раньше положенного срока;

Родился раньше срока

  • неправильно организованное с первых недель жизни питание грудничка;
  • инфекционные и вирусные заболевания, приведшие к истощению организма младенца;
  • чрезмерное потребление малышом витамина D;
  • патологии в развитии и различные пороки.

Причиной ослабленного мышечного тонуса может быть и генетика, когда малыш получает по наследству серьезное заболевание. Независимо от того, в чем кроется гипотонус, он грозит серьезными последствиями.

Карапуз отстает в физическом развитии, ему сложно научиться сидеть и ходить. У ребенка, проводящего большую часть времени без движения, слабые мышцы начинают атрофироваться, а кости замедляются в росте.

В результате у подрастающего малыша развивается деформация скелета, что приводит к сколиозу, изменению походки и другим серьезным последствиям. Стремясь удержать себя в вертикальном положении, ребенок напрягает все внутренние органы, это провоцирует развитие всевозможных патологий.

Как повысить тонус мышц у новорожденного

Своевременное определение гипотонуса мышц у ребенка поможет затормозить проблему на ранних стадиях. Перед тем, как назначать терапию, малыша обследуют, дабы убедиться, насколько развиты остальные системы. Если потребуется медикаментозное лечение, его подберут в индивидуальном порядке.

Большую роль при устранении мышечной слабости играет мануальная терапия – физические упражнения и специальные массажи. Мама с малышом посещает специалиста, где и сама обучается подобным манипуляциям, чтобы выполнять их в домашних условиях.

Совет. Если имеется возможность посещать бассейн, стоит заняться с карапузом плаваньем. Такие упражнения отлично устраняют описываемый синдром и не дают снизить тонус мышц.

Легкие гимнастические упражнения

Уже давно разработана специальная гимнастика для устранения гипотонии мышц у грудничков. Если мама будет ежедневно заниматься с малышом, она очень быстро добьется положительного результата.

Упражнения, рекомендуемые при гипотонусе

НаименованиеОписание
БоксСложив ладошки малыша в кулачки и удерживая их, мама попеременно сгибает и выпрямляет его ручки, располагая верхние конечности перед ребенком. Для разнообразия можно выполнять действия одновременно обеими руками
ВелосипедНужно крутить ножками младенца так, чтобы получалась имитация езды на данном транспорте
Крест-накрестРучки карапуза сначала разводят в стороны, затем перекрещивают на груди
ПодтягиваниеВзявшись за запястья малыша, стараются его медленно перевести в сидячее положение, затем укладывают на место
Разведение ногНижние конечности сначала скрещивают, потом разводят в стороны. Начинают с небольшой амплитуды, постепенно ее увеличивая

Описанные упражнения необходимо выполнять комплексно, плавно переходя от одного действия к другому. Очередность манипуляций мама определяет сама, выполняя каждое движение по несколько раз.

Лечебная гимнастика

Ослабленные мышцы могут не реагировать на физические нагрузки, из-за чего младенец не будет проявлять беспокойства. Поэтому во время процедуры нельзя прилагать усилий, дабы не травмировать младенца.

Массаж

Чтобы добиться быстрого эффекта, гимнастические упражнения необходимо дополнять массажами. Такие манипуляции благотворно влияют на нервную систему и стимулируют работу всех органов.

У младенцев массаж при гипотонусе должен стать каждодневной процедурой на протяжении первого года жизни. Кроме домашних манипуляций, предусматривается посещение специалиста хотя бы 1 раз в квартал с прохождением курса в 10 процедур.

Не стоит ограничиваться массажем только проблемных участков – задействовать необходимо все мышцы тела. Поэтому малыша во время процедуры кладут то на спину, то на живот.

Каждый раз манипуляцию начинают с пальчиков на руках, на завершающем этапе прорабатывается спина. Во время сеанса специалист надавливает на биоактивные точки, стимулируя тем самым нервные импульсы. Маме, не имеющей подобного опыта, следует ограничиться другими манипуляциями: поглаживанием, постукиванием, пощипыванием. Любые движения необходимо выполнять, двигаясь от краев участка к центру.

Укрепляющий массаж

Легкими массажами рекомендуется начинать цикл лечебной гимнастики, ими же и заканчивать его. Лучшее время для манипуляций – перед кормлением грудничка, чтобы не создавать дополнительную нагрузку на сытый желудок. Если ребенок приболел или находится в плохом настроении, лучше физические занятия на время отложить.

Другие составляющие терапии

В зависимости от степени поражения мышечных волокон, врач может назначить и дополнительные процедуры, стимулирующие поднятие тонуса. К ним относятся:

  • посещение кабинета физиотерапии;
  • иглоукалывание;
  • травяные ванны;
  • компрессы на больные суставы и растирки.

Если не ограничиваться единичными процедурами, а выполнять полный комплекс терапии, то через 3 месяца карапуз начнет сам активно двигать ручками и ножками, поднимать головку, пытаться перевернуться и даже садиться.

Нормальный тонус детей до года помесячно

Чтобы понять, насколько малыш отстает в развитии, необходимо ознакомиться с нормативами, установленными ВОЗ для среднестатистического грудничка.

Нормы физического развития младенцев

Возраст, месяцОсобенности
0-1У новорожденного проявляются рефлексы: хватательный, сосательный и даже шаговый. Малыш уже должен поворачивать голову на запах грудного молока.
1-2Младенец начинает держать голову, поворачивать ее на звук, следить глазами за игрушкой. В этот период детки уже пытаются сосать пальчики, оживляются при виде родителей или, услышав их голоса.
2-3Ребенок хорошо удерживает голову в приподнятом положении. Когда лежит на животике, уверенно опирается на ручки. В вертикальном положении опирается ножками на поверхность и активно от нее отталкивается. Появляется мимика на лице.
3-4Ухватившись за пальцы мамы, малыш пытается сесть, перемещаясь из лежачего положения. Находясь на животе, ребенок крепко опирается на выпрямленные руки. Изучает свои пальчики, пытается держать погремушку, берет маму за грудь во время кормления. Хорошо развились мышцы лица, отображая настроение карапуза.
4-5Младенец становится подвижным, активно вертит головой во все стороны, интересуясь происходящим вокруг. Когда малыша поддерживают под ручки, он устойчиво опирается на ножки и пытается ими передвигать. Хорошо развиты мышцы рук: ребенок берет предметы, удерживает их в ладошке и отталкивает.
5-6Нормально развитый младенец умеет самостоятельно садиться. Переворачивается со спины на животик и даже пытается ползать. Если малышу помогать, способен держать ложку и есть с нее.
6-7Уже активно ползает, начинает шагать, но пока с помощью поддержки. Поворачивает голову в сторону предметов, которые ему называют.
7-8Самостоятельно встает в кроватке, способен передвигаться вдоль опор. Активно интересуется игрушками, может разбирать и бессистемно собирать пирамидки.
8-9Кроха уверенно держит чашку и самостоятельно пьет из нее. Играет в ладушки сам и с мамой. Пытается подражать действиям родителей
9-10Кроха уверенно держит чашку и самостоятельно пьет из нее. Играет в ладушки сам и с мамой. Пытается подражать действиям родителей
10-11Большинство детей в этом возрасте самостоятельно ходит, приседает и возвращается в стоячее положение. Они умеют находить в доме названные предметы и брать их в руки. Раздевают и одевают кукол, а также себя.
ГодРебенок не только ходит, но уже бегает. Без посторонней поддержки садится за стол, сам кушает. Помогает маме убираться в комнате, складывая свои игрушки.

Важно! Нормы, приведенные в таблице, условны. Поэтому, если малыш не вписывается в стандарты, это еще не повод заподозрить, что у ребенка гипотонус. Недоношенные детки немного отстают в развитии от своих сверстников.

Этапы нормального развития

Если карапуз к назначенному сроку испытывает сложности с ползанием, это, скорее, связано с избыточной массой тела. Когда младенец не способен держать голову, не проявляет мышечной реакции на внешние факторы, не пытается переворачиваться, это уже явные признаки низкого тонуса, и его нужно срочно устранять.

Источник: https://kpoxa.info/zdorovie-pitanie/gipotonus-myshc-mladencev.html

Мышечная гипотония у детей это что такое: причины и симптомы гипотонии мышц у детей

У ребенка слабые руки

Мышечная гипотония у детей — это снижение мышечного тонуса, развивается состояние в первую очередь у детей.

Ослабленные волокна мышцы в ответ на нервную стимуляцию сокращаются очень медленно и не могут обеспечивать степень ответа мышечной реакции в той же мере, что и нормальная мышечная ткань.

Гипотония мышц у детей это симптом, который может быть спровоцирован многими заболеваниями различной этиологии.

Гипотония у детей, также называется синдромом мышечной слабости, является одной из причин развития дистрофии мышечной ткани. Низкий тонус мышц может быть вызван различными причинами.

Часто это состояние свидетельствует о наличии нарушений в центральной нервной системе, генетических расстройств или мышечных пороков развития. Мышечный тонус это напряжение или степень сопротивления движению в мышцах.

Гипотония не является аналогом мышечной слабости, которая проявляется в виде снижения силы мышц, но она может сопровождаться этим симптомом. В нормальном состоянии мышечный тонус определяет способность мышц реагировать на растяжение фасций и мышечных волокон.

Например, согнутые руки ребенка с нормальным уровнем тонуса быстро выпрямляются, сгибательные мышцы плеча (бицепсы) быстро распрямляются в ответ на это действие. Как только действие выполнено, разгибательные мышцы расслабляются, и возвращается в свое нормальное состояние покоя.

У ребенка с низким мышечным тонусом волокон, мышцы не спешат начать сокращения. Они дают замедленный ответ на нервный стимул и не могут удерживать конечность в определенном положении в течение длительного времени.

Основные признаки гипотонии у детей

Гипотоническое состояние младенцев влияет на их внешний вид. Основные признаки гипотонии у детей видны невооруженным взглядом.

Они опираются слегка расставленными в разные стороны локтями и коленями, в то время как дети с нормальным мышечным тонусом, как правило, в качестве поддержки используют согнутые локти и колени в достаточной амплитуде под прямым углом.

Такой ребенок в течение длительного времени не может держать головку за счет слабости затылочных мышц. Головка постоянно запрокидывается вперед, назад или в боковые стороны.

Детей с нормальным тонусом можно поднять вверх, поставив им руки под мышки, а гипотонические младенцы, как правило, проскальзывают между руками. При этом их ручки непроизвольно поднимаются вверх, параллельно плоскости тела.

Большинство детей младшего возраста во время сна и отдыха сгибают ручки и ножки в коленях и локтях. Дети с симптомами гипотонии безвольно свешивают их во время расслабления.

Как проявляется гипотония мышц у детей

Страдающие гипотонией младенцы имеют задержку в физической двигательной активности. Гипотония мышц у детей может проявляться в виде следующих признаков:

  • они не могут самостоятельно переворачиваться с животика на спину;
  • не могут обучиться ползать;
  • с трудом удерживают головку;
  • не обладают способностью держать в руках игрушку;
  • не держат баланс в сидячем положении;
  • с трудом удерживают вес своего тела на ногах.

Как следствие мышечной гипотонии у детей быстро развивается мышечная слабость, которая негативно влияет на осанку и подвижность малыша. Снижается уровень рефлексов, возникает слабость связочного аппарата, могут провоцироваться постоянные вывихи крупных и мелких суставов.

Чаще всего встречаются привычные вывихи челюстных костей, бедра, колена, голеностопного сустава. В тяжелых случаях могут возникнуть проблемы с глотательными и жевательными мышцами. Такие дети не могут самостоятельно сосать, жевать и глотать пищу.

Их необходимо кормить с помощью специального зонда или парентеральным путем.

Длительная неспособность произношения речи у больных гипотонией не связана с нарушениями интеллекта и умственных способностей. Это состояние связано напрямую со слабым развитием мышц грудной клетки, ой щели и нарушениями процессов дыхания.

Когда развивается гипотония у детей

Распространение этого состояния не взаимосвязано с полом младенца и местом его постоянного проживания. Слабая связь прослеживается между развитием гипотонии и поведением матери ребенка во время её беременности.

В тоже время согласно практическим наблюдениям за контрольными группами больных детей, можно утверждать, что имеет значение возраст, в котором впервые появились симптомы гипотонии. Наиболее опасный возраст ребенка это период от 3 до 7 лет.

Именно в это время есть риск формирования у малыша ограниченных физических способностей благодаря развитию гипотонии мышц.

В младенческом возрасте состояние более успешно поддается корректировке за счет использования современных медицинских средств реабилитации. В возрасте старше 7 лет гипотония является крайне редким состоянием и связано напрямую с влиянием основного заболевания. При этом успешная терапия основного заболевания приводит к полному исчезновению симптомов гипотонии у детей.

Причины гипотонии у детей

Врачам неизвестны достоверные причины развития гипотонии. Ученые считают, что она может быть вызвана травмой, экологическими неблагоприятными факторами или другими генетическими изменениями мышц и расстройствами центральной нервной системы.

Причины гипотонии у детей могут быть следующими:

  • Синдром Дауна, при котором хромосомы ДНК принимают измененный вид обычно из-за дополнительных копий двадцать первой хромосомы.
  • Миастения: нервно-мышечные расстройства при этом заболевании характеризуются переменной слабостью мышц, которая часто улучшается после полноценного отдыха и возрастает в связи с физической деятельностью. Состояние может быть вызвано нарушениями иммунного характера.
  • Синдром Прадера-Вилли — врожденный порок генов, характеризующийся отсутствием примерно 7 генов в составе 15 хромосомы спирали ДНК. Сопровождается ожирением, тяжелой формой гипотонии, снижением умственных способностей.
  • Тяжелые формы реактивной желтухи в результате конфликта резус фактором матери и ребенка.
  • Мозжечковая атаксия с двигательными расстройствами, которые отличаются внезапным началом, часто является осложнением после перенесенных инфекционных вирусных заболеваний. Может вызывать гипотонию в тяжелых случаях течение заболеваний.
  • Ботулизм, при котором бактерии Clostridium могут размножаться в пределах желудочно-кишечного тракта ребенка. В ходе жизнедеятельности продуцируют токсин, который парализует мышечные волокна и является потенциально опасным для жизни.
  • Синдром Марфана — наследственное заболевание клеток соединительной ткани с разрушением коллагеновых волокон, образующих мышечные связки и поддерживающий аппарат. Это оказывает негативное влияние на двигательный аппарат, сердечнососудистую систему, состояние глаз и кожи.
  • Мышечная дистрофия — это группа расстройств, которая характеризуется прогрессирующей мышечной слабостью и потерей объема мышечных волокон.
  • Ахондроплазия в виде нарушения физиологического роста костей скелета ребенка, которое вызывает наиболее распространенный тип карликовости. Сопровождается гипотонией средней степени тяжести.
  • Сепсис и другие тяжелые, опасные для жизни ребенка заболевания, вызывающие массирование заражение крови токсинами и живыми формами бактерий.
  • Врожденный гипотиреоз вызывает гипотонию в результате снижения уровня выработки гормонов щитовидной железы.
  • Гипервитаминоз D — состояние, которое появляется в полной мере через несколько месяцев после употребления чрезмерных доз витамина D для профилактики рахита.
  • Рахит провоцирует у детей размягчение и разрушение костной ткани. Вызывается дефицитом витамина D, кальция или фосфата. Сопровождается симптомами гипотонии.
  • Спинальная мышечная атрофия первого типа — группа наследственных болезней, вызывающих прогрессирующую дистрофию мышц и их слабость, в конечном итоге приводит к смерти ребенка.
  • Побочные эффекты от вакцинации.

Ниже приведены распространенные симптомы гипотонии у детей. Каждый ребенок может испытывать различные проявления этого состояния, в зависимости от основной причины гипотонии:

  • снижение мышечного тонуса — мышцы на ощупь мягкие и рыхлые по своей структуре;
  • возможность разведения конечностей в противоположные стороны выходит за пределы физиологической нормы;
  • неспособность приобретения двигательных навыков, соответствующих этапам развития (таких, как умение держать голову без помощи со стороны родителей, самостоятельное переворачивание, способность сидеть без поддержки, ползание, ходьба);
  • неспособность самостоятельно сосать молоко или жевать пищу в течение длительного периода времени;
  • поверхностное дыхание без возможности осуществить более двух глубоких вдохов подряд;
  • нижняя челюсть может отвисать, наблюдается выпадение языка.

Когда следует обращаться к врачу

Нормально развивающиеся дети имеют тенденцию к развитию двигательных навыков, контролю собственной осанки в соответствии медицинским стандартам в данном возрасте. Двигательные навыки делятся на две категории.

Вазомоторные навыки включают в себя способность младенца поднимать голову, лежа на животе, переворачиваться со спины на живот.

Как правило, в определенном возрасте, ребенок развивает моторику до такой степени, чтобы удерживать свое тело в сидячем положении, ползать, ходить, бегать и прыгать. Скорость реакции включает в себя возможность быстро увидеть ребенку передачу игрушки из одних рук в другие.

Малыш указывает на объект, следит за игрушкой или действиями человека глазами. Дети с гипотонией мышц не спешат развивать эти навыки, а родители должны обратиться за медицинской помощью к педиатру, если они замечают такие задержки развития.

В том случае если их ребенок не обладает мышечным контролем, особенно если ранее не наблюдалось подобных состояний, обращение к врачу должно быть незамедлительным.

Источник: https://pediatriya.info/myishechnaya-gipotoniya-u-detey/

Мелкая моторика или как развить слабые мышцы пальцев

У ребенка слабые руки

Ольга Новоселова
Мелкая моторика или как развить слабые мышцы пальцев

Мелкая моторика или как развить слабые мышцы пальцев.

Сейчас уже подходя к школе, дети должны уметь читать и писать печатными буквами. Часто наблюдаю, как дети старательно выводят каждую букву и огорчаются из-за кривых буковок. А в школе дети опять будут лить слезы над «Прописями», выводя хитрые соединения, овладевать навыками красивого письма.

Многие родители говорят, что почерк не важен, прошли времена, когда писцы «строчили» бумаги. Ведь те же компьютеры вытесняют рукотворный текст…В наш технический век так ли много значит плохой, корявый, неразборчивый почерк?

Давайте зададимся вопросом, а что же такое письмо? Это способ передавать мысли, а красивое письмо – это еще искусство, графика. Обучение красивому письму можно считать частью эстетического воспитания детей, способом постижения прекрасного. Природа красиво «пишет» на листочках и цветах. А люди создают свою красоту – письмо.

Когда мы бываем на природе,я всегда говорю детям: видите, как красиво вокруг, и то, что будет выходить из-под ваших рук, тоже должно быть красиво. Очень важно – заронить в душу ребенка понятие красоты.

И это не только красивые буквы, но и рисунки, поделки, все что делается руками детей.

Такие качества, как аккуратность, целеустремленность, внимательность, чувство гармонии, можно с успехом формировать в процессе обучения письму.

На ранних этапах своей педагогической работы я подметила, что при написании некоторых букв дети ведут себя необычно. Часто плачут, особенно нервничают, когда пишут буквы со сложными элементами (б, в, д, з, ж,. ц, щ).

Причина – слабые мышцы пальцев, поэтому рука быстро устает и не слушается. У детей появляется неудовлетворение, а у родителей – огорчение.На ребенка обрушиваются бесконечные напоминания: держи правильно ручку, следи за посадкой и так далее.

И наступает момент, когда появляется и быстро растет нелюбовь к письму, то есть, говоря языком науки, исчезает положительная мотивация учения.

Как же помочь и укрепить мышцы пальцев и подготовить руку ребенка к письму?

Есть известное педагогическое правило: хочешь чтобы ребенок чему-то научился, – обеспечь ему первый успех. Этим правилом должны руководствоваться как педагоги, так и родители.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский говорил, что истоки способностей и дарований у детей на кончиках пальцев.

От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, компьютером, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Необходимо всячески поощрять желание ребенка рисовать. Начинать надо с трех-четырех лет. Пусть не смущают вас детские каракули, не говорите, что сын (дочь) зря изводит бумагу. В рисунках ребенок отражает окружающий мир, дает волю воображению. И что не менее важно, орудую карандашом и бумагой, развивается двигательный навык руки.

Тренировать мускульные возможности пальцев и кисти руки помогает не только «поэзия», но и «проза»жизни: шнуровка ботинок, застегивание пуговиц, завязывание узлов. «Ловкость рук» снимает многие проблемы с письмом.

Следующий этап для постановки руки – развитие графической моторики (5-6 лет). Особое место здесь занимает штриховка обведенных по трафарету геометрических фигур (треугольник, квадрат и др.). Или предметов, обведенных тоже по трафарету (кошка, птичка и др.

)надо запомнить правила: штриховать только в заданном направлении – снизу вверх, сверху вниз, слева на право, но не с права налево! Не заходить за контуры рисунков, соблюдать заданное расстояние. Дети принимают условие быстро и легко, как в игре.

Сначала, незнакомые с этой работой, дети сильно нажимают на карандаш – рука напряжена. Если притронуться к детской руке через некоторый (сравнительно короткий) промежуток времени, когда ребенок уже освоил технику штриховки, мы не почувствуем напряжения мускулов.

Постепенно расходящиеся во все стороны и выходящие за переделы контура линии становятся на место.

Используя трафареты геометрических фигур и лекала, можно составлять с ребенком целые смысловые композиции – для последующей штриховки. Например, «открыть» зоопарк, где живут разные диковинные звери. Или построить гоночный автомобиль и отправится на нем в путешествие.

Штриховать можно не только параллельными отрезками, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями. Когда дети познакомятся с буквами, в штриховку можно включать и элементы букв. Такая штриховка становится увлекательной игрой, где можно сколько угодно душе придумывать и фантазировать. И одновременно не навязчиво развивать мускульную память руки.

Если ребенок устал, дайте ему передохнуть, пусть подвигается. Нужно набраться терпения, обращать внимание не на то, что плохо, а на то, что удалось. Хвалите, даже если хорошо получилась только маленькая часть работы. Если ребенок почувствует успех, он будет стараться еще больше.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/melkaja-motorika-ili-kak-razvit-slabye-myshcy-palcev.html

Плохо развита моторика рук в 6 лет | Дети | Детская психология и развитие

У ребенка слабые руки

  • Подскажите, пожалуйста, девочки. Сыну 6 исполнилось совсем недавно. Мелкая моторика у него всегда была не очень, ручку держать правильно его еле научили, хотя со старшим таких проблем не было. Но и сейчас ему прям тяжело писать буквы, цифры, обводить, как-будто рука не слушается. Даже вырезать толком не может, бумага загибается и рвется…Он занимается спортом, на подготовку к школе ходит (в школу через полтора года конечно пойдет), ходим в музыкальную школу на фортепиано, но с этим совсем беда. Сидит, рыдает над тремя несчастными нотами. Скажите, как ему помочь? Может массаж есть какой? Или на какие занятия поводить, лепка, например? Или это в голове проблема и надо к проблеме с этой стороны подходить?Спасибо!
  • Еще забыла написать, что у нас и по логопедии проблем много было. Мы их почти решили с грамотным логопедом, но заниматься нам еще, думаю, долго предстоит.
  • Это куда конкретно? Кроме невропатолога никого и придумать не могу!
  • меня тут скоро бить будут, но нейропсихолог, может быть дефектолог еще
  • рисование, поделки, лепка развивают мелкую моторику. Штриховки купите или раскраски с крупным рисунком, но их штриховать нужно. Обводилки по точкам. Попробуйте какие нибудь фокусы разучить на ловкость рук. Игра на муз. инструментах тоже хорошо. Но не на результат, с результатами и программами погодите, вашему ребенку пока не нужно. Как у ребенка с крупной моторикой? Без нее мелкая тоже хромает.
  • +так и естьмозг смотреть, скорее всего какой то участок мозга не активно работает, страдает кровоток.
  • Вы ж до 6 лет видели все эти проблемы? К невропатологу не обращались? Если нет, то в первую очередь – к нему! Он посмотрит, назначит график обследований и, если необходимо, лечения, в тч массаж, ЛФК.Музыкальная школа кому нужна? Мальчику или вам? Зачем заставлять, ему ж явно не приносят удовольствия эти занятия. Если ему неинтересно, то и толку не будет!
  • Напишу анонимно, а то тапкамип забросают.Вот все пишут, что видели – почему не лечили, заниматься надо, лепить, штриховать и т.д.А как если не хочет, заставлять что-ли насильно, со слезами?Мой тоже не очень с моторикой, но и штриховать не будет, если не получается у него. Много раз пыталась, заканчивается все слезами.Заинтересовать надо, но какой тут мозайкой заинтересуешь, если кругом компьютеры и планшетники.Думаю, рекомендация по нейропсихолога самая правильная. Они там упражнения всякие делают, а не таблеточки пьют. А то эти невропатологи только к ним приди, они таблетками закормят.
  • маленькая подсказка – стоит изъять из свободного доступа компьютеры-планшетники – сразу начинает интересовать и мозаИка, и прочее)
  • Вполне может быть, что через несколько месяцев сам собой дозреет, у него свой темп развития. Конечно эта возможность не исключает занятия ручным трудом по возрасту и по интересам. Лего собирает? Поделки интесные ему вместе делайте, найдите кому дарить, чтоб заинтересован был сделать хорошо и много. Удачи!
  • Массаж, остеопатия, нейропсихолог.
  • развивайте и все разовьется.. Можете, конечно, потаскать по врачам, если хотите. Но и без этого все будет хорошо )
  • Слушайте, это прям как-будто я писала! Прям все до последнего слова! С желанием чем-то заниматься у нас тоже огромная проблема! Все занятия и дома, и вне дома насильно. Интересуют только планшет и танки онлайн! Уже все почти перекрыли, так круглосуточные истерики.
  • Раньше у невропатологов все хорошо было, но давно уже не обращались. Планирую в Морозовскую на днях съездить, к классной самой тетке.А муз школу обидно бросать, все ж полезно это очень и для рук, и развития мозга. Каких-то особых результатов я от него и не жду. И вы не представляете, насколько она мне не нужна эта музыкалка, сколько нервов моих на нее уходит! Ну и времени тоже немало…
  • можете не трогать ребенка. Только потом в школе плакать будет. Мой такой же, что то рисовать, лепить ни за что. Насчет штриховок, раскрасок – вообще анриал, до слез. Ну, не трогала я его. Так теперь в школе проблемы – пишет хуже всех, те же слезы. Лучше бы я раньше, в спокойном режиме потихоньку заставляла, за пряники и плюшки, за походы в любимые места. А теперь это гонка, домашние задания, постановка руки, вечные вызовы учителя и детские нервы.
  • Развивать, уговаривать, помогать, тренироваться.Все решабельно, в течение года со всем справитесь.Та же проблема была с сыном старшим, мое упущение – как-то не развивала моторику мелкую. В течение года смогли натренироваться.
  • Летом старайтесь по максимуму: если есть дача, ягоды с кустов пусть собирает, это и полезно и вкусно, на море – песочные постройки, пусть танк слепит, раз ему тема танков нравится, ракушки, камушки, тоже пусть складывает, в море бросает, кто дальше.. Плавание, нырять в очках за мелкими предметами. Полазать по скалодрому. Еще мои в любом возрасте любят такую штуку. Большой икеевский контейнер, наполненный всякой всячиной – горох, фасоль, камушки для аквариума, маленькие массажные шарики, размером с грецкий орех… Я правда помладше дети были, прятала маленькие конфетки “малютка” в обертке, они искали. Можно купить кинетический песок, маленькие машинки, устроить типа ралли.. Или танки, малюсенькие прям. А паззлы как? С любимой тематикой?
  • пусть перекладывает из плошки фасоль по одной штучке, когда дело пойдет сменить ее на горох. Мозаика которую надо втыкать тоже помогает
  • Как я Вас понимаю!!!!!! Тоже ограничиваем, конечно, компьютер (истерики, скандал также). Ходим на рисование. Ручку, карандаш, кстати, держит правильно. Но штриховки и закрашивание карандашом – это ЖУТЬ! Начали заниматься гитарой по его желанию. Надеюсь, что дозреет. К остеопату ходим. Нейропсихолога тоже надо найти грамотного.
  • Дополню, давайте рвать бумагу, резать ее, мне кажется это всем нравится, лопать пузырики упаковочной пленки
  • НЕ все неврологи сразу начинают пичкать таблетками. грамотные для начало диагностику проводят. ЭЭГ, УЗДГ. Это первоочередное. Потому как проблема может быть именно в нарушении кровотака, а он может случиться из-за того, что некий позвонок неверно стоит (сместился), буквально несколько мм, а кровоток серьезно нарушен. Приток кислорода к мозгу затрудняется, как следствие – мозг развивается медленнее.Если там всё нормально – всё, что ранее посоветовали, все эти упражнения годятся для развития моторики. ТОлько старайтесь именно играть, а не обучать. И хвалите за любые мало-мальские достижения.
  • Девочки, напишу только способ, как лично нам удается сдерживать желание 5-летней дочки много играть в айпад – не подгружать новых приложений (это первоочередное), старые надоедят и интерес будет иссякать. Второе – мы, таки, не ограничиваем время айпада и тогда у дочки нет ощущения запретного плода, который все время манит к себе. Она как-то сама постепенно стала интересоваться другими вещами помимо айпада. Если уж и ставить какие-то программы для ребенка на айпад, то лучше обучающие, а не бегалки-стрелялки. Ну, как-то так… Надеюсь, наш опыт кому-то пригодится.
  • И нам через полтора года в школу.. Но нашему нравится собирать мозаику, пазлы, лепить, аппликация… Каждый день пишем цифры, буквы. Есть задания где надо ребенку обвести рисунок и т.д. Лепите с ним больше.. Мы много лепим.. Ходим в бассейн.. Летом на море..собираем ракушки.. даже с песком играет.. Мультики в день по минут 10-15. Компьютер оченьььььььь мало. Бывает дни вообще без него. Мы стараемся комп включать когда ребенок спит. Телефоны не даем.. много гуляем..Читаем… Сам уже читает.. И много много общаемся…
  • У моего сына проблема с координацией вообще и с мелкой моторикой в частности. Сейчас он в 3-м классе.Чего мы только не проходили, у кого только не консультировались … занимались с 2-х лет по разным методикам (и сейчас продолжаем).Из опыта:раскрашивание мелких деталей, гравюры (штриховка), лепка, плетение, аппликации – все рукодельное;различные конструкторы Лего и аналоги;спорт – там где требуется разнонаправленная работа конечностями: плавание, лыжи, коньки … футбол (почему-то) в меньшей степени …музыка – клавишные, ударные – там где надо играть двумя руками разное …Нейропсихолог актуален до 7-8 лет … потом результат практически отсутствует … У нас почерк не просто беда а … беда-бедовая … “о” от “а” не отличить … что “г”, что “п” “н” … Строчку не держит, соединения букв нет …В начальной школе очень много времени уделяют почерку … я объяснила нашу проблему и нам пошли на встречу, попросив обеспечить читабельность …Тяжело … очень тяжело.Мы 2 года топчемся на одном месте – то чуть лучше, то откат назад. Причиной конкретно наших проблем явились мои сложные роды и гипоксическое повреждение мозжечка у сына + повреждение рук (не сильное, но аукнулось)Очень медленно восстанавливается эта зона (каждый год делаем обследование) в головном мозге. Надеюсь, что хоть к институту мой сын сможет прыгать на одной ноге не заваливаясь, а к свадьбе – надеть обручальное кольцо невесте не дрожащими руками )))))))))
  • чтобы не плодить подобную тему, спрошу тут. У меня дочка 6,5 лет, в этом году в школу. Очень плохая моторика. Все в садике делает хуже, чем другие ( в яслях наверно лучше рисуют, лепят). Без слез не взглянешь.Живем в маленьком городке и у нас нет нейропсихолога. Прошли ЭЭГ, все в пределах нормы. Психиатр ставит гиперактивность. Не могу ее заставить раскрашивать,лепить. Ей лишь бы сделать шаляй валяй. Пазлы любит собирать. Делаем массаж. Нет возможности водить на секции. Руки опускаются, понимаю что в школе будут серьезные трудности. Правда читает, считает хорошо. Зрительная, слуховая память хорошие. Что делать не знаю.
  • Эх, маюсь с сыном , уже пятый класс, никто не может прочитать что он пишет.Умеет ведь, может ведь ( когда я сижу рядом), все остальное – китайская грамота.
  • А почему над нотами рыдает? запомнить не может или попасть по ним не получается?у меня сыну 5 лет. Мелкая моторика тоже так себе. Пишет криво, вырезать плохо может, не любит эту мелочевку. Ходит на скрипку с 4-х лет. Выбор его – не мой. Никаких рыданий над нотами нет. Все в очень ненавязчивой форме. На скрипке моторику и развиваем )Ну и плюс стараемся все же обводилки всякие делать дома.
  • Удивительно просто. Вот моего не интересует танки он-лайн и про планшет знает, что получит его максимум на полчаса в день. Кстати, каждый день не просит. Мамы, вы сами разрешаете все это детям, сами же потом на них ругаетесь. Кстати, чтобы ребенок хорошо писал, ему не только мелкую моторику надо развивать , ему от пола отжиматься надо. На своем проверила. Пишет и режет влегкую! А буквально года 1,5 назад совсем беда была с этими штриховками и раскрасками
  • своего заставляла работать – штриховки, пластилин, водиоа на рисование. За походы в кафе – он очень любит. За лего и пр. блага. Найдите рычаг давления, иначе в школе потом плакать будет над прописями. По 3 часа сидеть, а ведь еще другие уроки делать нужно.
  • Если можно, тоже тут спрошу. Сыну 4.9. Обожает лего, а оно, казало бы, должно стимулировать моторику. Возится он с ним все свободное время, даже за едой умудряется что-то сооружать. Так вот ручки у него, по словам двух логопедов, очень вяленькие. Не может элементарную “козу” показать или человечком из пальчиков по столу побегать. Карандаш в руках держит очень слабо, линию почти не видно. Обводит по точкам,но линия прямо дрожит.Вот как такое может быть при помешанности на лего?
  • лего мелкое? Если мелкое, обратите внимание, как он им играет. Мой тоже любит, но все движения однотипные. Чуть где мелочь застряла и не поддается, либо нестандартное что то сделать хочет, просит помощи
  • Да, мелкое. Делает все сам. Если и просит что-то отцепить, то только то, что даже у меня не всегда получается ногтями отцепить. А наборы вообще сам собирает, с мелочью отлично справляется.
  • так за полтора года моторика и без отжиманий от пола сама как-то развивается ) мамы хотят от детей больше, чем по возрасту они могут и жалуются на недоразвитость.
  • ха-ха, не ставить программы. У меня пятилетка умеет и читать и печатать. Он сам пишет в поисковике, что хочет и сам устанавливает. ) мало того, нашел где их удалять можно, чтоб помещались на планшет )))Второе – соглашусь. У меня тоже планшеты не в запрете и дети сами с ними в спокойных отношениях
  • Нет, это не я хотела. Это мне сказали невролог и логопед, что ручки слабые. Я как раз считала что все нормально

Источник: https://eva.ru/kids/messages-3326036.htm

Как укрепить мышцы рук ребенка

У ребенка слабые руки

 В этой статье я расскажу, как укрепить мышцы рук ребенка с помощью гимнастики и массажа. Мои рекомендации относятся к детям грудного возраста. Для того чтобы выбрать те упражнения для рук, которые на данный момент необходимы вашему ребенку, определите, есть ли у него достаточная сила в мышцах и может ли он приобрести двигательные умения, нужные в его возрасте.

Тестирование мышц рук ребенка

Попробуйте протестировать мышцы-сгибатели (бицепсы) и мышцы-разгибатели (трицепсы) рук.  Бицепс, или двуглавая мышца плеча. Тест выполняется в положении ребенка лежа на спине, с немного приподнятой головой и плечами, под голову для страховки подложите тоненькую подушку.

Свои большие пальцы вложите в кисти ребенка, остальными пальцами захватите ручку снаружи. Медленно потяните на себя, приподнимая туловище ребенка над поверхностью стола. Не торопитесь, подождите, пока ребенок согнет руки в локтевых суставах и одновременно приподнимет голову над столом.

При отсутствии мышечной силы и мышечного тонуса руки ребенка останутся выпрямленными в локтевых суставах, а голова запрокинется назад.

 Трицепс, или трехглавая мышца плеча, занимает всю заднюю поверхность плеча. Осуществляет разгибание в локтевом и плечевом суставах. Тестирование можно делать с 3–4–месячного возраста, после нормализации физиологически повышенного тонуса мышц-сгибателей рук, которые противодействуют мышцам-разгибателям.

Тест проводится, если у малыша, лежащего на животе, появилась уверенная опора рук на предплечья. Чтобы протестировать мышцы-разгибатели рук, подведите свою ладонь под грудную клетку ребенка и слегка приподнимите туловище малыша над поверхностью стола, дожидаясь его попытки выпрямить руки.

При отрицательном результате руки ребенка не выпрямляются в локтевых суставах, он не удерживает туловище на прямых руках. Сделав выводы после тестирования попробуйте потренировать своего малыша, используя предложенные упражнения и дополняя гимнастику классическим детским массажем.

Инструкция как укрепить мышцы рук ребенка с помощью упражнений приведена ниже.

упражение 1

тренируем сгибание рук

1. Малыш лежит на столе на спине с головой и плечами, с помощью жесткой подушки приподнятыми под углом в 45 градусов. Свои большие пальцы вложите в кисти ребенка, остальными пальцами захватите ручку снаружи.

Медленно потяните малыша за руки на себя, но не допускайте приподнимания головы над поверхностью. Необходимо добиться активного напряжения сгибателей рук с их дальнейшим сгибанием в локтевых суставах.

Повторите упражнение 5–7 раз.

упражнение 2

учим подтянуться и сгруппироваться

После того как у малыша появится активное сгибание рук при подтягивании, помогите ему поднять голову над поверхностью, подложив ладонь под затылок и плечи. Задержитесь в этом положении на 3–5 секунд, постепенно увеличивая продолжительность. Повторите упражнение 5–7 раз.

упражнение 3

Если у малыша получается сгруппироваться, лежа на жесткой подушке, т.е. приподнять голову и согнуть руки в локтях, когда вы подтягиваете его за руки, то предыдущее упражнение следует повторить без подушки под головой до 5–7 раз.

упражнение 4

учим подтянуться за одну руку

Если ребенок легко выполняет предыдущее упражнение, попробуйте повторить его для каждой руки по очереди. При этом одной своей рукой придерживайте ноги малыша в области бедер, чтобы они не приподнимались над поверхностью стола. Повторите упражнение 3–5 раз с каждой стороны. При этом малыш вначале может помогать себе свободной рукой, отталкиваясь ею от поверхности стола.

упражнение 5

Если ваш малыш может кратковременно удерживать голову, лежа на животе, попробуйте согнуть его руки в локтевых суставах перед грудью и подержать в таком положении 4–5 секунд. Повторите упражнение 3–5 раз.

упражнение 6

Если у ребенка начала самостоятельно появляться кратковременная опора на предплечья, захватите своими ладонями согнутые локтевые суставы и слегка приподнимите плечи над поверхностью стола. Удерживайте ребенка в этом положении 3–5 секунд. Повторите прием 5 раз.

упражнение 7

Далее усложните предыдущее упражнение: в том же положении покачайте его в стороны, перенося вес тела с одного предплечья на другое на 4–6 секунд. Повторите прием 2–3 раза.

упражнение 8

учим опираться на прямые руки

Если у ребенка появилась уверенная опора на предплечья лежа на животе, поучите его выпрямлять и опираться на вытянутые руки. Для этого возьмите малыша в области груди и таза, лицом вниз.

Приподнимите его над столом парящим движением на себя, проводите его ладошками по поверхности. Остановитесь в конце каждого движения и ненадолго перенесите вес его тела на выпрямленные руки.

Повторите упражнение 5–7 раз.

упражнение 9

Дайте ребенку возможность удержаться на вытянутых руках самостоятельно. Простимулируйте его для этого, подталкивая ладонью грудную клетку вверх. Время, в течение которого малыш будет сохранять это положение, пусть определяется его желанием

упражнение 10

тренировка ходьбы на руках

Следующее упражнение — ходьба на руках. Возьмите малыша на руки спиной к себе. Одной рукой держите его в области грудной клетки, другой в области таза. Переведите его в горизонтальное положение, чтобы он опирался руками о стол.

В начале упражнения для выработки моторного навыка помогайте ему переставлять руки. Повторите упражнение 2–3 раза. При этом минимальная нагрузка на руки ребенка будет, если поддерживать его в области груди и таза.

По мере увеличения мышечной силы в руках упражнение можно усложнить за счет поддержки ребенка только в области таза и ног.

Хорошим дополнением к упражнениям будет массаж рук. Его можно использовать до или после упражнений. Как укрепить мышцы рук ребенка с помощью массажа смотрите  по ссылке массаж рук.

*Статьи по массажу, ЛФК и рекомендации врача носят информационный характер, не являются рекламой услуг.

Источник: https://massageonline.ru/2017/10/kak-ukrepit-myshcy-ruk-rebenka/

ЗдоровьеКостей
Добавить комментарий